Home Книги Военный конфликт в районе озера Хасан в 1938 г. взгляд через шесть десятилетий - Н.С. Зелов. Шефская работа мастеров искусств над бойцами и командирами Особой Дальневосточной армии.

Полезные ссылки

Последние обновления

Авторизация



Военный конфликт в районе озера Хасан в 1938 г. взгляд через шесть десятилетий - Н.С. Зелов. Шефская работа мастеров искусств над бойцами и командирами Особой Дальневосточной армии. PDF Печать E-mail
Автор: Сборник материалов   
09.03.2011 19:56
Индекс материала
Военный конфликт в районе озера Хасан в 1938 г. взгляд через шесть десятилетий
А.А. Кольтюков. Вооруженный конфликт у озера Хасан: взгляд из XXI века
В.Н. Кузеленков. Документы Российского государственного военного архива по истории военного конфликта в районе озера Хасан в 1938 г.
В. Алюнов. Героизм советских воинов в период боевых действий у озера Хасан.
Н.Н. Антонова, Антонов А. Н. Медико-санитарное обеспечение советских войск в районе озера Хасан.
В.И. Балакин. Военный конфликт 1938 г. у озера Хасан: международный аспект.
И.Д. Баранова. “Герои Хасана” (реликвии Центрального музея Вооруженных Сил)
П.Д. Буриков. Безвозвратные и санитарные потери советских войск в боях у озера Хасан.
В. Горобец, П. Носов. Хасанские события. Поиск: “...сразить которых годы не вольны.
М.А. Гундырин. Пограничники — герои хасанских боев (к событиям на оз. Хасан).
Н.С. Зелов. Шефская работа мастеров искусств над бойцами и командирами Особой Дальневосточной армии.
В.П. Зимонин. Военно-дипломатическая предыстория хасанских событий в документах АВП РФ .
С.В. Каймакова. Краеведческая лаборатория: историко-культурное наследие войн.
В.И. Коротаев. Реакция Запада на военный конфликт у озера Хасан (по документам иностранного происхождения РГВА).
Кошкин А.А. “На границе тучи ходят хмуро...”
И.М. Нагаев. К уточнению потерь советских войск в период боевых действий в районе озера Хасан в 1938 г.
М.И. Нагаев. Участники боев на Хасане — Герои Великой Отечественной войны.
Е. И. Нагаева. “Бог войны” у озера Хасан (боевая деятельность артиллерии в период боевых действий в районе озера Хасан в 1938 г.)
В. Н. Петров. Они пали за Родину (о месте событий в районе озера Хасан в военной истории Отечества).
А. Пиков. Боевые действия авиации в период событий у озера Хасан.
Н.С. Тархова. Военный конфликт в районе озера Хасан: взгляд археографа.
Г. Томилов. Военно-политический анализ событий на озере Хасан.
Е.В. Харитонова. Фотодокументы по истории военных действий в районе оз. Хасан и р. Халхин-Гол
К.Е. Черевко. Советско-японский конфликт в районе озера Хасан в 1938 г
Все страницы


Зелов Н.С.,
главный специалист Государственного архива РФ

 


Шефская работа мастеров искусств над бойцами и командирами Особой Дальневосточной Армии

Среди материалов, посвященных событиям в районе озера Хасан, на страницах газет “Известия”, “Красная звезда”, “Правда”, “Рабочая Москва” и других изданий публикуются в июле — августе 1938 г. многочисленные резолюции собраний трудовых коллективов предприятий, колхозов, научных и учебных заведений, коллективные письма академиков Б. Д. Грекова, Г. М. Кржижановского. Н. А. Семашко, других ученых, литераторов. В письме 69 писателей, в том числе В. В. Вересаева, Ф. В. Гладкова, М. М. Пришвина, Б. Л. Пастернака, И. П. Уткина, А. Т. Твардовского, К. И. Чуковского, отмечается: “Мы готовы в любое мгновение — словом, делом, пером и оружием выполнить наш кровный, святой долг перед родиной, перед всем трудящимся человечеством.
Если потребуется, каждый из нас готов встать рядовым бойцом советского Приморья.
Мы приветствуем несокрушимый Дальневосточный фронт. Слава нашим товарищам, обороняющим рубежи, вечная слава отдавшим свою жизнь за защиту нашего Дальнего Востока”1. 10 августа 1938 г. газета “Известия” публикует резолюцию митинга, проходившего в Киевском театре оперы и балета. Опубликована в той же газете, в номере от 5 августа и резолюция собрания, проходившего в Государственном академическом Большом театре СССР. “В ответ на провокационную вылазку японской военщины мы, работники ГАБТ, заявляем, что будем неустанно крепить оборону нашей социалистической родины, вступаем в члены Осоавиахим, организуем массовое изучение военно-стрелкового дела, противовоздушной обороны, — отмечается в резолюции, — сдадим нормы на значок ПВХО и ГТО и, если это потребуется, вместе с нашей горячо любимой Красной Армией, все, как один, пойдем на защиту нашей социалистической родины”. Резолюция собрания коллектива Большого театра опубликована под заголовком “Гордимся славными пограничниками”. На митингах, проходивших в театре, присутствовали известные певцы, танцоры, музыканты, побывавшие в составе артистической бригады ГАБТ летом 1934 года в гостях у бойцов и командиров Особой Дальневосточной Армии. После той памятной поездки дружба артистов театра с дальневосточниками крепла год от года.
Документы о поездке артистов Большого театра на Дальний Восток хранятся в Государственном архиве Российской Федерации, в фонде Центрального Исполнительного Комитета СССР (Ф. Р.— 3316, Оп. 27. Ед. хр. 240. Л. 1 — 27).
Политуправление РККА в начале 1934 г. поставило перед руководством и общественностью театра вопрос об участии ГАБТ в культурно-художественном обслуживании частей ОКДВА и Морских Сил Дальнего Востока. Коллектив театра горячо откликнулся на обращение Политуправления РККА. В первой половине июня определен был персональный состав бригады, разработан репертуар концертных выступлений, проведены другие мероприятия, обеспечивавшие условия для успешной поездки. Участвовать в поездке изъявили желание Е.К. Катульская, Е.И. Антонова, В.А. Давыдова, Б.Я. Златогорова, СП. Зорич. В.Н. Лубенцов, В.М. Политковский, Н.И. Тимченко, П. С. Ханаев, другие известные мастера оперной сцены, солисты балета В.Ф. Галецкая, М.М. Габович, В.В. Смольцов, артисты оркестра проф., трубач С. Н. Еремин, скрипач И.А. Жук, виолончелист С.Н. Кнушевицкий. “Артисты не только выражали добровольное желание войти в состав бригады, но в ряде случаев упорно боролись за честь участвовать в поездке, — отмечал в отчете руководитель бригады, заместитель директора театра Б.С. Арканов2. Новую волну энтузиазма вызвало удовлетворение наркомом обороны т. Ворошиловым ходатайства бригады о присвоении ей его имени. Нарком обороны лично интересовался всеми потребностями, касавшимся обслуживания бригады в пути, уделив длительное время беседе по этим вопросам с руководством бригады”3. Политуправление РККА организовало в Центральном доме Красной Армии встречу артистической бригады с представителями руководящих органов РККА и общественностью Москвы. Участники бригады направили приветствия И.В. Сталину, К.Е. Ворошилову, В.К. Блюхеру, а также в Политуправление РККА, ЦК Рабис, другие учреждения и героям-челюскинцам, день возвращения которых в Москву совпал с днем выезда артистической бригады Большого театра на Дальний Восток.
19 июня бригада в составе 43 человек выехала из столицы для шефской работы в частях ОКДВА, 28 июня прибыла в Хабаровск, на следующий день в кинотеатре “Гигант” состоялся первый концерт московских артистов. Газета “Тревога “ — орган Реввоенсовета ОКДВА — отмечала: “Концерт был, прежде всего, праздник, громадное культурное событие в жизни ОКДВА и всего края”. “Ворошиловец”, “Красное Знамя”, другие газеты публиковали письма бойцов и командиров ОКДВА с откликами на выступления Е.К. Катульской, Н.С. Ханаева, других прославленных артистов Большого театра, а также интервью с участниками поездки. В.А. Давыдова рассказывала корреспонденту красноармейской газеты: “Меня поразила беззаветная борьба бойцов и командиров за высокую боевую и политическую подготовку, за культурный быт. В ОКДВА мы встретили такого культурного и благородного слушателя, что хотелось петь, петь без конца. Мы долго не забудем этих восторженных глаз, этих прекрасных слушателей”4. На страницах газет опубликованы впечатления М.М. Габовича, Е.К. Катульской, В.Н. Лубенцова, Н.С. Ханаева, других участников бригады от встреч с благодарными слушателями, бойцами, командирами ОКДВА. Заверения артистов о том, что им хочется петь и петь красноармейцам, были действительно искренними, правдивыми. За один месяц бригада дала 65 концертов в клубах, на открытых площадках. “Между членами бригады существовало подлинное, хотя и не декларированное, социалистическое соревнование, — отмечал в отчете о поездке Б.С. Арканов председателю правительственной Комиссии по руководству Большим театром А.С. Енукидзе. — Трудно сказать, кому принадлежит в нем первенство. Можно лишь констатировать, что чем старше по положению в труппе артист, тем требовательнее он был к себе, тем более высоким примером служил он для остальных товарищей”5. В. М. Политковский, Н.С. Ханаев, например, выступили в 30 — 35 концертах. “Отправляясь в ОКДВА, — сообщала 16 июля газета “Сталинец”, орган политотдела сталинской Краснознаменной дивизии, — артисты бригады ГАБТ обещали вернуться в Москву Ворошиловскими стрелками и отрапортовать об этом наркому обороны. Свое обещание они выполняют настойчиво и упорно. 5 членов бригады сдали зачеты на Ворошиловского стрелка, еще будучи в соседнем гарнизоне. Приехав к нам, артисты ГАБТ стали ежедневно тренироваться в тире Дома Красной Армии. Руководитель бригады Борис Самойлович Арканов, заслуженный деятель искусств Политковский, проф. Вейсс, заслуженные артисты Лубенцов, Катульская и другие, начиная с 10 июля, по несколько часов в день не выходили из тира, тренировались в наводке, работали на прицельном станке. Тов. Катульская, несмотря на то, что раньше она почти не держала в руках винтовку, теперь выбивает по 30 — 35 очков. Сейчас 14 участников бригады уже готовы к сдаче испытаний. Сегодня с ними будет проведена беседа о материальной части винтовки и теории стрелкового дела”. Значки Ворошиловских стрелков были вручены 40 членам бригады.
Артисты Большого театра постоянно оказывали помощь участникам красноармейской художественной самодеятельности. Проф., пианист Вейсс, проф., артист оркестра Еремин, виолончелист Кнушевицкий, другие участники поездки на Дальний Восток провели 8 консультационных собеседований с красноармейскими самодеятельными кружками, 6 показов инструментальной музыки, 3 методических беседы, 8 индивидуальных занятий. Бригада провела в Никольск-Уссурийске смотр красноармейской самодеятельности, артисты балета Галецкая, Ларионов помогли кружковцам в постановке танцев. В Спасске было организовано прослушивание красноармейца Белова, которого бригада рекомендовала зачислить в штат театра ОКДВА. Там же артист балета Поспехин организовал занятия с красноармейским самодеятельным кружком, подготовив с его участниками специальный номер (военизированный марш) к юбилею ОКДВА. Включилась бригада и в соревнование по организации фонда на постройку самолета — гиганта имени первого краснознаменца В. К. Блюхера, добровольно отчислив из своих средств 4 тысячи рублей.
Заканчивается отчет о поездке артистической бригады Большого театра на Дальний Восток словами: “Ворошиловские стрелки, из которых бригада теперь состоит, готовы по первому зову не только нести бодрящее искусство в РККА, но встать в ряды бойцов, научивших их стрелять метко: к труду и обороне работники искусств всегда готовы”6.
Возвратившись в Москву, артисты Большого театра продолжали шефскую работу среди бойцов и командиров Особой Дальневосточной Армии, вели переписку с участниками красноармейской самодеятельности, направляли грамзаписи, новинки музыкальной литературы.
Вели шефскую работу в частях ОКДВА коллективы драмтеатров Владивостока, Хабаровска, Новосибирска. На Дальний Восток с концертами выезжали артисты Ленинграда, Свердловска, других городов. ГА РФ в фонде Центрального Комитета профсоюза работников искусств (ф. Р. — 5508) хранит списки отличников шефской работы среди бойцов и командиров Красной Армии, представления к награждению мастеров искусств почетными грамотами, другими наградами. В одном из таких представлений отмечается: “Черкасов Николай Константинович, народный артист РСФСР, орденоносец, старый активист военно-шефской работы, давший сотни своих творческих вечеров в Красной Армии при участии своей партнерши (жены — Н. Э.) артистки театра Н. Н. Вейбрехт. В период хасановских событий им была предпринята большая поездка по обслуживанию частей Дальневосточной Армии, где он дал около двухсот творческих вечеров”7. Позднее, в период финской кампании Николай Константинович выезжал с агитпоездом на фронт. Участвовали в поездке и коллеги знаменитого актера по Ленинградскому академическому театру имени А. С. Пушкина. В годы Великой Отечественной войны артистическая бригада, которую возглавлял Н. К. Черкасов, обслуживала корабли Краснознаменного Балтийского флота. На Северо-Западный фронт выезжала бригада во главе с народным артистом РСФСР К. В. Скоробогатовым.
За годы войны для бойцов и командиров Красной Армии и Военно-морского флота мастера искусств всего Советского Союза, провели 1 миллион 300 тысяч шефских концертов, спектаклей, из них полмиллиона в условиях боевой обстановки8. Хранятся в ГА РФ многочисленные документы и о шефской работе в годы войны артистов Большого театра. В отчетах, справках вновь упоминаются Е. К. Катульская, М. М. Габович, Н. С. Ханаев, другие участники поездки летом 1934 г. к бойцам и командирам ОКДВА. Мастера искусств выступали на призывных пунктах, в госпиталях, выезжали в составе бригад на фронт, получали восторженные письма от слушателей. В одном из писем, полученных руководителем артистической бригады, солисткой балета Большого театра С. Н. Звягиной летом 1942 г., отмечается: “Два дня вы пробыли среди нас. Здесь в глухих лесах и топких болотах Валдайской возвышенности наши мысли и чувства вновь вернулись к тому периоду, когда мы слушали и видели
Вас в ярких залах освещенного театра, в привычной нам обстановке; вместе со своими родными, близкими друзьями и эти мысли, чувства еще более крепят в нас ненависть к врагу, любовь к Родине, готовность к самопожертвованию. Мы ничего не пожалеем для нашей победы, для возвращения счастья всем народам нашей Родины и если вы узнаете о наших больших успехах, то помните, что в этом и ваша заслуга”. Как правило, концерты заканчивались митингами, на которых бойцы, уже закаленные в боях, давали клятву бить врага беспощадно до полного его разгрома.

1“Литературная газета”, 10 августа 1938 г.
2  Б. С. Арканов (1892 — 1946 гг.), родился в Смоленске. Учился в гимназии. С 1910 г. выступал на театральной сцене как артист драмы. После Октябрьской революции зав. управлением театров и директор оперного театра в Харькове (1917 — 1924 гг.). В 1924 — 1930 гг.—директор Свердловской оперы, в 1930— 1936 гг. — замдиректора Большого театра, в 1936 — 1938 гг. — директор Всесоюзной филармонии, Татарской оперной студии, с 1939 г. — директор Киевского театра оперы и балета, Киевского драмтеатра, Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, замдиректора Музфонда СССР. Личный фонд Б. С. Арканова хранится в РГАЛИ (ф. № 2391).
3  ГА РФ, ф. № Р. — 3316 . оп. 27 . ед. хр. 240. л. 1.
4 Там же, л. 12.
5 Там же, л. 14.
6 Там же, л. 27.
7 ГА РФ. ф. № Р-5508 , оп. 3 , ед. хр. 17. л. 119.
8 Там же, ед. хр. 418, л. 15.

 



Обновлено 09.03.2011 20:56
 
 

Самое популярное

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru