Home Книги Военный конфликт в районе озера Хасан в 1938 г. взгляд через шесть десятилетий - С.В. Каймакова. Краеведческая лаборатория: историко-культурное наследие войн.

Полезные ссылки

Последние обновления

Авторизация



Военный конфликт в районе озера Хасан в 1938 г. взгляд через шесть десятилетий - С.В. Каймакова. Краеведческая лаборатория: историко-культурное наследие войн. PDF Печать E-mail
Автор: Сборник материалов   
09.03.2011 19:56
Индекс материала
Военный конфликт в районе озера Хасан в 1938 г. взгляд через шесть десятилетий
А.А. Кольтюков. Вооруженный конфликт у озера Хасан: взгляд из XXI века
В.Н. Кузеленков. Документы Российского государственного военного архива по истории военного конфликта в районе озера Хасан в 1938 г.
В. Алюнов. Героизм советских воинов в период боевых действий у озера Хасан.
Н.Н. Антонова, Антонов А. Н. Медико-санитарное обеспечение советских войск в районе озера Хасан.
В.И. Балакин. Военный конфликт 1938 г. у озера Хасан: международный аспект.
И.Д. Баранова. “Герои Хасана” (реликвии Центрального музея Вооруженных Сил)
П.Д. Буриков. Безвозвратные и санитарные потери советских войск в боях у озера Хасан.
В. Горобец, П. Носов. Хасанские события. Поиск: “...сразить которых годы не вольны.
М.А. Гундырин. Пограничники — герои хасанских боев (к событиям на оз. Хасан).
Н.С. Зелов. Шефская работа мастеров искусств над бойцами и командирами Особой Дальневосточной армии.
В.П. Зимонин. Военно-дипломатическая предыстория хасанских событий в документах АВП РФ .
С.В. Каймакова. Краеведческая лаборатория: историко-культурное наследие войн.
В.И. Коротаев. Реакция Запада на военный конфликт у озера Хасан (по документам иностранного происхождения РГВА).
Кошкин А.А. “На границе тучи ходят хмуро...”
И.М. Нагаев. К уточнению потерь советских войск в период боевых действий в районе озера Хасан в 1938 г.
М.И. Нагаев. Участники боев на Хасане — Герои Великой Отечественной войны.
Е. И. Нагаева. “Бог войны” у озера Хасан (боевая деятельность артиллерии в период боевых действий в районе озера Хасан в 1938 г.)
В. Н. Петров. Они пали за Родину (о месте событий в районе озера Хасан в военной истории Отечества).
А. Пиков. Боевые действия авиации в период событий у озера Хасан.
Н.С. Тархова. Военный конфликт в районе озера Хасан: взгляд археографа.
Г. Томилов. Военно-политический анализ событий на озере Хасан.
Е.В. Харитонова. Фотодокументы по истории военных действий в районе оз. Хасан и р. Халхин-Гол
К.Е. Черевко. Советско-японский конфликт в районе озера Хасан в 1938 г
Все страницы


Каймакова С.В.,
учитель географии 0У№ 2, руководитель краеведческой лаборатории при историко-производственном музее Богословского алюминиевого завода

 


Краеведческая лаборатория: историко-культурное наследие войн


В период коренных изменений политических, экономических, социальных условий развития общества задача формирования творческой личности, раскрытие сущностных сил и творческих начал молодёжи чрезвычайно актуально. В Законе Российской Федерации “Об образовании” (1992) указывается, что “содержание образования ... должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”. В Законе “Об образовании в Свердловской области” выделяются задачи формирования гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, а также изучение национальных традиций и обычаев изучения родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа.1
Потребности и установки человека определяют его избирательное отношение в восприятии мира, направленность поведения человека. Именно в этом заключается связь его мотивационно-потребностной сферы с познавательным процессом2.
Ценности, ради которых живёт человек, цели, к которым он стремится, закладываются в школьные годы.
Региональный подход к образованию через работу по краеведению позволяет приобщить учащихся к воспитанию бережного отношения к культурным традициям духовного наследия прошлого. Нельзя не согласиться с Д. С. Лихачёвым, который сказал, что: “Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней...”3.
Краеведение в общеобразовательной школе отличается от государственного и общественного главным образом тем, что оно осуществляется учащимися под целенаправленным руководством учителя, основными задачами которого являются приобщать учащихся к деятельности и через общение подводить ученика к творчеству, помогать найти себя, своё место в жизни.
Фактический краеведческий материал, собранный учащимися, достаточно быстро стареет, а потребность и способность к самообучению и саморазвитию будут упрочиваться, шлифоваться, укрепляться в течение всей жизни.
Подведение учащихся к самостоятельному творчеству — конечный результат всего учебно-воспитательного процесса школы, направленный на саморазвитие, воспитания в ученике готовности к внутреннему совершенствованию, убеждение его в том, что его знания, способности, духовное развитие должны быть нацелены на благо других людей.
История развития локальной территории г. Краснотурьинска Свердловской области исчисляется с сороковых годов XX столетия, когда начал строиться алюминиевый завод, параллельно с ним шло строительство жилых домов и объектов социально-культурного назначения. Жизнь продолжается, дети должны знать и гордиться своими родителями, наследовать лучшие традиции предыдущих поколений. Развитие у старшеклассников научных интересов и профессиональных склонностей, воспитание патриотических чувств через систему внеклассной работы стало целью создания краеведческой лаборатории при историко-производственном музее Богословского алюминиевого завода в 1995 году.
Беседы, встречи с ветеранами труда, героями сегодняшнего дня — передовиками производства, награждёнными орденами и медалями, описанных в исследовательских работах учащихся, начали пополнять фонды музея. Работа осуществляется через познавательные* формы работы: массовую (учебные, внеклассные экскурсии, КВНы, викторины, конкурсы частушек, кроссвордов, сочинений); групповую (прогулки в лес, по городу, походы (экскурсионные, учебные, спортивные); индивидуальную (сочинения, рефераты, учебно-исследовательские работы).
Региональное образование, ориентирующее педагогов на изучение локальных территорий и поиск оптимальных путей гармоничного развития школьников, осознание необходимости использовать не только краеведческий принцип в обучении, но и приобщение школьников к краеведческой деятельности в школе, историко-производственном музее завода, с одной стороны, а также недостаточная методическая разработанность исследовательской учебно-познавательной деятельности по историческому краеведению в школе, с другой, определили актуальность форм работы с учащимися школ города и позволили осуществлять связь с различными учреждениями.
Краеведческая лаборатория осуществляет связь с архивами городов Северного управленческого округа Свердловской области, ГАСО, ГАПО, ГАНИОПДПО, Серовским филиалом ГАСО; с музеями Краснотурьинска: краеведческим музеем имени А. С. Попова, Геологическим музеем имени Е. С. Федорова, музеем пионерской славы (ЦДТ), музеями школ города, Серовским историко-краеведческим музеем, историко-производственным музеем металлургического завода имени А. К. Серова, Североуральским краеведческим музеем, Кальинским краеведческим музеем, Карпинским краеведческим музеем, Волчанским краеведческим музеем, проводя совместные семинары. Связь с военкоматами г. Краснотурьинска и г. И вдел я, связь со школами городов Краснотурьинска (ОУ № 1, 2. 3, 9, 10, 15. 17. 19. 23, 24, 32), Карпинска (ОУ № 6), И вдел я (ОУ № 5).
Участвуем в реализации Российских государственных программ “Человек в истории. Россия XX век”, “Юность. Наука. Культура”. “Интеграция”, “Интеллект будущего”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.”; региональных программ “Каменный пояс. Ill тысячелетие”, “Юные интеллектуалы Среднего Урала”; городской программы “Интеллект”, конкурс сочинений “По страницам истории Богословского алюминиевого завода”.
Основными направлениями работы являются: историческое, производственное, генеалогическое, туристическое. Подробнее остановимся на историческом направлении работы. Учащимися под руководством специалистов ведутся тематические исследования: “Воинская обязанность XVII1-ХХ вв.”, “Горнотехническое образование на территории Уральского Севера кон. XIX-нач. ХХвв.”, “Гражданская война на Северном Урале”, “Краснотурьинцы в годы II Мировой войны”, “История строительства и развития Богословского алюминиевого завода”, “Боевые действия в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол”.
Экскурсионная тематическая работа позволяет знакомить учащихся школ с культурным наследием войн, которое хранится в музеях Уральского Севера. Беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками боевых действий в афганской и чеченских войнах, участие в городских мероприятиях, например, “Уральский караван”, встречи трёх поколений “Пересечение судеб”, позволяют учащимся прикоснуться к нравственной культуре воинов.
Доступен к восприятию материал после предварительной беседы с учащимися о понятийном аппарате воинской тематики. “Военные события”, “военный конфликт” “локальная война”, все эти понятия, встречающиеся в различных источниках информации, отличаются друг от друга, но содержимое понятий (ключевое слово) — это “противоречие сторон”, “борьба”— одинаково. Берём за основу понятия.
“Война” — организованная вооружённая борьба между государствами. Средство борьбы — вооружённая сила, экономических, политических, идеологических4.
“Конфликт” (от лат.соnfliсtus — столкновение), столкновение сторон, мнений, сил5.
“Локальная война” (от лат. localis — местный), война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район6.
Главное на войне — человек. Это всегда понимали талантливые полководцы русской армии, которые, начиная ещё с петровских времен, закладывали основы изучения “душевных явлений с военной точки зрения”7.
Найти “живые слова” о военной интеллигенции хасанских событий 1938г., хотя “раскрыто уже немало “белых пятен” в истории предвоенного времени, откровенно говорится о том что замалчивалось десятилетиями: и преступления “сталинщины”, и роковые просчёты командования, и намного превосходящие прежние официальные данные цифры потерь в войне, и многое другое.”8. “ Голоса” героев прошлого остались в их делах. Духовная мощь, идейная убеждённость, нравственная высота воина-интеллигента проходит через сердце человека, бойца, героя.
Интеллигенция... За последние годы в разных изданиях нередко встречаются проблемные статьи об интеллигенции.
Дискуссия вокруг понятия “интеллигенция” не утихает, а наоборот, будут возникать новые определения9.
“Интеллигенция”, “интеллигентность”, “интеллигент”, — смысловая, содержательная близость понятий очевидна, они означают умственную деятельность человека.
Предмет, объём и содержание определения “интеллигенция” даётся по разному. Определение, данное Л.Н. Коган, имеет познавательное значение и оценку, которая опирается на опыт поколений. “Интеллигенция, — пишет Л.Н. Коган, — это оценочная категория, характеризующая качественные способности личности, определённый тип мышления и поведения, высокая интеллектуальная культура которых сочетается с высокой нравственной культурой, подлинной духовностью, с бескорыстным служением народу, Родине”10. Необходимо вернуть долг нашим предкам, солдатам, офицерам Русской Армии, незаслуженно забытым героям давних войн. “Приходится лишь удивляться, — отмечает А. Смирнов, корреспондент редакции “Независимой газеты”, — что до сих пор умалчивают сведения о подлинных обстоятельствах гибели маршала В.К. Блюхера (1890-1938)”11. В энциклопедиях так характеризуют советского военачальника: “Маршал Советского Союза (1935). В Гражданскую войну летом 1918 руководил походом Уральской армии, за что награждён орденом Красного Знамени № 1. Начальник 51-й стрелковой дивизии при обороне Каховского плацдарма и штурме Перекопа. В 1921-22 военный министр, главком Народно-революционной армии Дальневосточной республики, руководил Волочаевской операцией. В 1929-38 командующий Особой Дальневосточной армией. Арестован, умер под следствием”12. “Блестящий командир и военачальник нового типа, прекрасный организатор и политический руководитель...В.К. Блюхер”13, “крупнейший полководец Красной Армии в годы Гражданской войны”14, “подлинный герой Гражданской войны”15. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 мая 1937 г. был введён институт военных комиссаров, которые наравне с командирами отвечали за политико-моральное состояние войск, оперативную и мобилизационную готовность, воинскую дисциплину, состояние вооружения и войсковое хозяйство. “Командиры показали свою высокую политическую зрелость, умение руководить не только боевой деятельностью войск, но и их политическим воспитанием”16.
“Для оценки вооружённого конфликта у озера Хасан, — отмечает К. Черев-ко1, изучавший материалы Русского архива, — важное значение имеют выводы комиссии, созданной В. Блюхером. 28 июля он “подверг сомнению законность действий наших пограничников у озера Хасан”, потребовал “немедленного ареста начальника погранучастка” и других “виновников в провоцировании конфликта с японцами”. Вместо этого Блюхер был обвинён в “дезорганизации управления войсками”. В 1996 г. жена Блюхера Г.Л. Блюхер сказала корреспонденту газеты “Аргументы и факты”, что “...когда в конце июля 1938г. начались бои у озера Хасан, муж старался быть на передовой, чтобы исправить то, что “накомандовал” Л. Мехлис. Тот однажды приказал атаковать “в лоб” сопку, возвышавшуюся над болотистой равниной. Страшно подумать, что случилось бы с дивизией, если бы муж не отменил приказ. Ну а потом пребывание Блюхера на передовой “объяснили” тем, что он якобы договорился с японцами, что те его не тронут. В конце августа мужа вызвали из Хабаровска в Москву”. Почему мы говорим сегодня об этом? Потому, что граница не прощает ошибок. И события 1969 года на Уссури являются тому подтверждением”.
Прошлая духовность, ушедший питательный слой русской военной интеллигенции возвращает к поиску смысла жизни и истокам развития культуры владения военным искусством, благодаря которым совершенствуются и укрепляются корни современности.
Мы ещё мало знаем о Хасане, о павших бойцах и командирах, среди которых, по данным юных краеведов — В. Горобец, П. Носова, были наши земляки — краснотурьинцы, и числе погибших при защите государственной границы. “Сегодня, к глубокому сожалению, — отмечает А. П. Деревянко, — эти данные полностью не установлены, а мы должны знать их и помнить поимённо”17. В поисковой работе нашим помощником станет брошюра И.М. Нагаева “Памятка юным поисковикам...”18.
Подводя итог, отметим, что обращение к памяти исторического, социального прошлого и настоящего, несёт в себе не только мощный образовательно-воспитательный потенциал, но и обеспечивает связь поколений, их преемственность, “помогает любому обществу научно спланировать (моделировать) прогрессивное, эволюционное, гуманистическое продвижение вперед”19. Патриотическое воспитание молодёжи на примерах военной истории России осуществляется краеведческой лабораторией при историко-производственном музее Богословского алюминиевого завода, сохраняя деяния отцов и дедов для потомства как источник подражания или предмет для размышления и извлечения исторического опыта.

1 Закон “ Об образовании Российской Федерации”. — М., 1992; Культурно-историческая содержательная линия НРК ГОСа в образовательном процессе. Сб. материалов / Под ред. Андриановой Н.В., Ооновской И. С. — Екатеринбург: ИРРО, 2001. — С. 5-6.
2 Каймакова С. В. Краеведческая деятельность в процессе непрерывности образования школьников//Проблемы образования, научно технического развития и экономики Уральского региона. — Материалы тезисов, докладов и сообщений Всеросийской научно-практической конференции. — Березники, 1996. — С.61-62.; Верба И. Историческое краеведение.//Школа, № 6, 1996.-С.30-38;Бэкхерст Д. Философия деятельности. // Вопросы философии, 1996, № 5.;Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности/ Урал, гос.пед. ин-т,Екатеринбург,1993. — С.58-70.
3  Ковалевская 3. Художественная культура Урала. — Екатеринбург: Деловая книга 1997. — С. 55.
4 Война.// Большой энциклопедический словарь/ Под ред. A.M. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1994. — С.237.
5 Конфликт. // Там же .— С.265.
6 Локальная война. // Там же. — С.724.
7 Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России — М : РОС-СПЭН,1999. — С. 6.
8 Сенявская Е.С. Тамже.  — С.19О.
9 Каймакова  С.В.   Интеллигенция  системе  духовного  производства:   к  постановке проблемы.// Историческая наука сегодня: проблемы и перспективы. Тезисы межвузовской научно — практической конференции.-  Пермь,ПГПУ,1995. — С. 20.
10 Коган Л.Н. Интеллигенция: слой специалистов или духовная элита общества? //Российская интеллигенция: XX век: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. — Екатеринбург: Ур ГУ,1994.-С.64-65.
1' Смирнов А. Ежов Блюхеру глаз не выбивал...// Независимая газета от 21 ноября 2002 г
12 Блюхер В.К.// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,2003.
13 Блюхер В.К.//Болыиая советская энциклопедия/ Под ред. Б.А.Введенского 1957 т50  — С.219.
14Там же. — С.26О.
15Там же. — С419.
16Там же. — С424.
17 Деревянко А.П. Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938году. — Владивосток: Уссури, 1998.-С.39.
18 Нагаев И.М. Памятка юным поисковикам: по документам и материалам Федеральной Архивной Службы Российской Федерации (ФАСРФ).-М.:МГДД(Ю)Т,2002. — 8с.
19 Шилов В.В. Проблемы исторических наук и памятниковедения в России на рубеже веков.// Историко — культурное наследие: новые открытия, сохранение, преемственность. — Материалы Всероссийской научно — практической конференции — Березники 1999. — С. 10.

 



Обновлено 09.03.2011 20:56
 
 

Самое популярное

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru