Авторизация



Электронные ищейки PDF Печать E-mail
Автор: Александр Поволоцкий   
11.06.2011 09:35

Авиакомпании мира оснащаются оборудованием, способным унюхать взрывчатку в багаже

Фото В.Виноградова

По-прежнему основным оружием террористов остаются взрывчатые вещества (ВВ). Если использование ВВ в открытых местах предотвратить практически невозможно, то в закрытых объемах, например, в салонах самолетов или зданиях, такие явления могут быть предотвращены путем проверки багажа. Научно-исследовательские работы и разработки технологий обнаружения и предотвращения террористических акции финансируются управлением по борьбе с терроризмом Государственного департамента США и осуществляются в рамках секретных проектов. Последние несколько лет Federal Aviation Administration, финансирует разработки аппаратуры и систем, которые предназначаются для использования в аэропортах и обнаружения взрывных устройств, скрытых в багаже.

В настоящее время в качестве меры по обеспечению безопасности во всем мире применяется рентгеновская технология проверки пассажиров и багажа. Однако рентгеновские системы проверки багажа не в состоянии обнаруживать собственно ВВ. В связи с этим ведется разработка новой технологии, обеспечивающей обнаружение ВВ. Такой технологией является анализ с помощью тепловых нейтронов. Пока это единственный способ, удовлетворяющий требованиям FAA и позволяющий быстро и уверенно обнаруживать ВВ, находящиеся в багаже.

Во время испытаний в аэропорту им. Кеннеди через систему, разработанную фирмой Science Applications International Corp. (SAIC), было пропущено 40 тыс. предметов багажа. Система классифицирует багаж по двум категориям: «clear» («не вызывает сомнений») и «unclear» («вызывает сомнения»). Последняя категория означает, что система не может утверждать, что в багаже не содержится ВВ. В ходе испытаний системы ошибка составила только 2—5 % от всего количества предметов багажа, не содержавших ВВ.

Во время движения на транспортере предмет багажа попадает в поле нейтронов малой энергии, создаваемое радиоактивным источником, в качестве которого используется калифорний-252. Различные химические элементы, содержащиеся в бага-ют при реакции с нейтронами характерные вторичные гамма-лучи. Гамма-лучи, свидетельствующие о присутствии азота, особенно заметны. По мнению главного специалиста фирмы SAIC, все ВВ военного и коммерческого назначения содержат высокую относительную концентрацию азота.

Информация о гамма-лучах принимается рядом датчиков и передается в ЭВМ для анализа. Так называемая «азотная конфигурация» предмета сравнивается с конфигурациями классифицированных ВВ. Азотная конфигурация меняется в зависимости от массы и размера ВВ. Если она не совпадает с конфигурациями, хранящимися в памяти системы, то предмет считается не вызывающим сомнений. Если же конфигурация оказывается близкой к одной из конфигураций, имеющихся в системе, то предмет не может быть пропущен и направляется на дополнительное тщательное обследование.

Весь процесс продолжается около 6 сек. Вызывающие подозрение предметы багажа после этого просвечиваются рентгеновскими лучами, а при необходимости проверяются вручную.

Значительное содержание азота в таких материалах, как шерсть, нейлон и шелк, иногда вызывает срабатывание системы. Фирма считает, что опыт эксплуатации позволит более точно откалибровать систему с целью исключении безопасных материалов.

Критики системы считают, что имеющаяся версия не может использоваться в аэропортах, поскольку не обнаруживает малые количества ВВ и подает слишком много ложных тревог. С целью устранения задержек предложено совместить систему фирмы SAIC с усовершенствованной рентгеновском системой, например, с системам Hi-Mat фирмы Hiemann Systems, которая создает цветное изображение содержащихся в багаже материалов в соответствии с их атомными весами. Эта рентгеновская система при проверке предметов одинакового состава позволяет легко различать их по плотности.

Используемая здесь технология известна в медицине почти 20 лет. В этой системе имеются два ряда кремниевых детекторов, один из которых находится на верхней, а второй — на боковой поверхности камеры, через которую проходит предмет. Детекторы воспринимают рен-тгеновские лучи, посылаемые через небольшое отверстие под лентой транспортера. Каждое изображение, принятое детекторами, охватывает участок примерно в 2,5 кв. см поверхности предмета и вводится в память, где хранится до формирования полной картинки на основе интегрирования изображения отдельных участков. Поскольку элементы органических веществ типа ВВ имеют малый атомный вес, а, например, металлы имеют большой атомный вес, рентгеновские лучи поглощаются ими по-разному.

FAA на протяжении определенного времени изучает примерно 10 альтернатив системе фирмы SAIC. Одна из наиболее перспективных — система, работающая на принципе резонансного поглощения гамма-лучей. Эта система, как считают, будет готова к широкомасштабным испытаниям к началу 1996 г. Используемая в ней технология позволит обнаруживать малые количества ВВ и их местонахождение в багаже лучше, чем система фирмы SAIC. Подробности пока неизвестны, потому что ФАА засекретило эту технологию.

Другая альтернативная система использует метод анализа с помощью быстрых нейтронов и может быть готова к широкомасштабным испытаниям в ближайшее время, поскольку в ней используются, по существу, те же детекторы гамма-лучей и те же программные средства, что и в системе SAIC. Нейтроны высокой энергии, излучаемые небольшим нейтронным генератором напряжением порядка 150 кВ, взаимодействуют не только с азотом, но и с углеродом и кислородом, испуская поддающиеся распознанию гамма-лучи. Только ВВ содержат высокие концентрации азота и кислорода и малые концентрации углероду, что облегчает их идентификацию.

Следующей системой, с которой FAA работает, является система, использующая пульсирующий пучок быстрых нейтронов. Хотя эта технология позволяет более точно и эффективно обнаружить ВВ в багаже, чем технологии, использующие нейтроны высокой энергии или поглощение гамма-лучей, для генерирования пучка необходим ускоритель стоимостью более одного миллиона долларов. Стоимость систем с тепловыми нейтронами без дополнительной рентгеновской системы составляет от 750 тыс. до 950 тыс. долларов. Такая система имеет размеры небольшого грузового автомобиля и массу около 9 т. Авиатранспортная компания TWA, первой установившая систему в Нью-Йоркском аэропорту им. Кеннеди, вынуждена была построить для нее отдельное здание.

Первые шесть систем фирмы SAIC запускаются на средства FAA; последующие системы авиакомпании будут закупать сами, что, по мнению Авиатранспортной ассоциации (АТА), несправедливо, поскольку террористы ведут борьбу не с компаниями, а с государством, и ему следует нести расходы по обеспечению безопасности

Кроме того, руководство АТА считает, что проверять следует не весь багаж, а только тот, который принадлежит пассажирам, вызвавшим подозрение в ходе опроса. Такой метод применяется израильской авиакомпанией EL-AL много лет. За все время на борту авиалайнеров Израиля не произошло ни одного взрыва.

Система фирмы SAIC и другие системы обнаружения ВВ имеют дело только с проверкой багажа, и не одна из них не может использоваться для проверки пассажиров, поскольку во всех случаях применяются методы, основанные на использовании радиактивного излучения. Несмотря на то, что Комиссии США но вопросам законодательства в области ядерной энергии провела испытания системы фирмы SAIC и установила, что уровни излучения, создаваемого системой, находятся в допустимых пределах, фирма тем не менее пока не получила разрешения на установку систем в зданиях терминалов для проверки ручного багажа.

Наиболее перспективным из разрабатываемых в настоящее время остается физико-химический метод обнаружения паров ВВ. В 1989 г. фирма Thermedics начала выпуск портативных систем для проверки багажа и пассажиров во время прохода через специальные камеры. Система напоминает пылесос и имеет заборное сопло, через которое втягивается воздух. В среднем через 70 сек. система информирует оператора, обнаружены ли пары, характерные для ВВ. Государственный департамент США оказал финансовую поддержку фирме и провел испытания системы стоимостью 125 тыс. долларов в двух посольствах (в одной из европейских стран и одной стране на Ближнем Востоке) в течение нескольких лет. Система использовалась для проверки посылок и пакетов, поступавших в посольства.

 
 
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика