Home Наука и техника Наука и техника «Варяг» - первый авианосец КНР

«Варяг» - первый авианосец КНР PDF Печать E-mail
Автор: Владимир   
28.02.2012 11:49

Чем больше спадает завеса тайны над крейсером «Варяг», который давно покоится в гавани Даляня, тем больше становятся известны давние планы китайцев о своем авианосце.

Ранее сообщалось, что после многолетнего ремонта купленный авианосец скоро будет пущен в экспериментальное плавание в Даляне. Представители военно-морских сил КНР уже заявляли о том, что планируется развитие боевых способностей «Варяга» как авианосца.


Судьба «Варяга»: вчера, сегодня

В 1985 году на Черноморском судостроительном заводе началось строительство авианосца «Рига». В 1990 году был переименован в «Варяг».

В 1993 году Украина и Россия заключили соглашения о делении Черноморского флота, согласно которому «Варяг» отошел Украине. На тот момент его создание было выполнено лишь на 68%. В 1995 году «Варяг» официально вышел из состава российского флота..

В 1998 году «Варяг» был куплен компанией из Аомэня за 20 млн. долларов США с целью постройки на нем развлекательного комплекса.

В 1999 году, через 14 лет после начала строительства корабля, через 11 лет после спуска корабля на воду, через 8 лет после остановки строительства «Варяга», в ржавых пятнах был он отправлен в трудный путь до Китая. Через 627 суток, 4 марта 2002 года авианосец «Варяг» таки прибыл в китайский порт Далянь.

С 2002 по 2005 гг. инженеры и техники проводили осматривали, «лечили» «Варяг». Велись внутренние отделки.

В 2011 году проект по «Варягу» вошел в финальную стадию. Большинство оборудования было установлено. И вот на 1 июля сего года назначено время пробного «плавания».

К сведению, длина Варяга – 340,5 метра, ширина – 70 метров; длина авиаплощадки – 304,5 метра, ее ширина – 70 метров, там будут размещаться истребители двух категорий. В авианосце функционируют 8 котлов и 4 паровых турбины, два двигателя мощностью 200000 лошадиных сил, мощь каждого равняется одному эсминцу, скорость хода - 30 узлов. Авианосец имеет более 3800 кают. Персональный штат – более 1600 человек.
Цена

8 января 2007 года на пресс-конференции Госкомитета по делам оборонной науки и техники было заявлено, что Китай способен построить свой авианосец. 5 марта 2009 года замкомандира десантного подразделения морских сил НОАК, генерал-майор Ма Гочао сообщил, что Китай освоил технологию создания авианосца. И скоро все это увидят.

В отчете «Оборона Китая в 2010 году» про авианосец ничего не говорится, но в подразделе «Усиление строительства вооруженного снабжения новой и высокой техники» есть слова: «формирование системы морского боевого снабжения, главными силами которого являются подводная лодка нового типа, надводные корабли, военно-морская авиация». Надводные корабли нового типа включают в себя, естественно, авианосец. Таким образом, реконструкция «Варяга» – первый шаг Китая для вступления в «клуб создателей авианосцев».


Способность содержать

Замредактора журнала «Знания о кораблях» Тянь Сяочуань составил смету затрат на американский атомный авианосец «Станнис»: стоимость производства насчитывает около 3,5 млрд. долларов США (это более десяти крейсеров), общий объем затрат на снабжение истребителями – 5 млрд. долларов США; общий объем затрат на содержание одного авианосца в течение 30 лет составляет более 35 млрд. долларов США, включая расходы на тренировки. По словам Тянь Сяочуаня, на такие деньги можно построить 220 зданий в 50 этажей.

Даже для самого богатого в мире государства строение и содержание авианосца являются нелегкой нагрузкой. Но, к примеру, авианосец категории «Нимиц» в войне в Персидском заливе и войне в Ираке продемонстрировал всю свою мощь.

Поэтому западные страны очень осторожно относятся к созданию крупных авианосцев. Большинство из них предпочитают экономные средние варианты. Например, Франция имеет «Фош», Россия – «Кузнецов», отметил Тянь Сяочуань. Извлекая уроки из опыта США по созданию крупных авианосцев, данные страны поступают более рациональнее, делая упор на оснащение, чтобы достичь наилучшего эффекта от создания авианосца в своей стране.

Пока не известно, сколько точно денег уходит на реконструкцию «Варяга». Сейчас приблизительная оценка – 2 млрд.долларов США. По мнению Сун Сяоцзюня, за рубежом авианосцы с тоннажем от 30 до 60 тысяч тонн относятся к средней категории. Касательно стоимости строительства авианосца, то в 70-80 годы прошлого века она составляла около 1,5 млрд. долларов США. «Поскольку при создании первого авианосца есть еще затраты на разработку, то в Китае стоимость одного такого авианосца - более 2 млрд.долларов США».

Генерал-майор морских сил НОАК, профессор Оборонного университета Чжан Шаочжун сказал, что для авианосца истребитель Су-33 стоит 50 млн. долларов США, каждый авианосец в 60 тонн. содержит 50 истребителей и вертолетов, в частности - 24 истребителя с общей стоимостью более, чем в 1 млрд. долларов США. Эсминец в 7000 тонн стоит 600 млн. долларов США. Получается, общий комплекс из авианосца и полного оснащения стоит несколько млрд. долларов США.

Кроме того, авианосец может зайти в порт лишь с большой глубиной, а на текущий ремонт и содержание уходят большие средства. По словам Чжан Шаочжуна, согласно опыту, срок службы авианосца – 25-30 лет; обычно через 5-10 лет после эксплуатации нужно осуществлять текущий ремонт, в отдельных случаях - даже капитальный.

Стоит или нет – это зависит от дальнесрочной эффективности


Создание авианосца с позиции долгосрочности непременно оказывает активное влияние на подъем научно-технической индустрии. Но в настоящее время надо осмотрительно относиться к «эффектам экономики авианосца». По оценке, для формирования боевой способности «Варяга» нужно вложить десятки млрд. долларов США. Кроме того, каждый год нужно выделять средства на его ремонт и содержание. За такие деньги можно создать много новых ракет, истребителей, спутников, эсминцев и другое вооружение против авианосца. Ректор Института по оборонной экономике и менеджменту Центрального финансово-экономического университета Чэнь Бо указал, что касательно военной стоимости, авианосец просто не может сопоставляться с ракетами, самолетами и спутниками. Зато по сравнению с эсминцем и подводной лодкой авианосец имеет совокупное преимущество по себестоимости и характеристикам.

По мнению военных экспертов, процесс возрождения «Варяга» становится процессом подготовки будущих технических талантов Китая, которые займутся разработкой своего авианосца. Также это сформирует опыт в сферах производства: спецстального материала для авианосца, суперкрупного военного котла парового двигателя и пр. Нельзя оценивать результативность лишь в деньгах.

По мнению Чэнь Бо, надо оптимистично относиться к тому, что Китай начинает разработку авианосца с «полуготового чужого авианосца». Реконструкция не влияет на поиск другого пути. При этом, финансовые почти такие же. В этом смысле значение реконструкции даже не уступает саморазработке. В возрождении «Варяга» воплощена концепция морских сил Китая со стремлением к достойному и стабильному развитию.

Чэнь Бо, который много лет изучает оборонную экономику, отметил, что США, которые накопили опыт по развитию авианосца, показывают, что на их экономику, технику, политическое развитие значительно влияет владение авианосцами. Их создание – грандиозный масштабный систематический проект, затрагивающий авиацию, судостроение, электронику, материалы, вооружение и другие отрасли и сферы. Путем строительства авианосца и его боевого блока, можно осуществлять развитие и техноэскалацию соответствующих индустрий. В этом отношении существуют огромные перспективы. Важнее и то, что строение авианосца может развить организации и структуры соответствующих индустрий и по-настоящему достичь «модернизации» военной промышленности.

Одновременно Чэнь Бо также отметил, что, как системный проект, создание авианосца в долгосрочном плане может активно действовать на подъем научно-технической индустрии. Но все же очень осторожно оценивается «эффект авианосца».
http://russian.people.com.cn/95181/7367264.html

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru