Home История История ЗАГАДКИ И УРОКИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

ЗАГАДКИ И УРОКИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ PDF Печать E-mail
Автор: Сергей Корнилов   
21.02.2011 15:39
Крейсер 1-го ранга "Варяг"






9 февраля 2004 г. исполняется 100 лет с начала самой неудачной войны в истории России


В русской истории немало загадок, и одна из них - загадка русско-японской войны. Как мы умудрились проиграть ее, имея нисколько не меньший военный потенциал, чем маленькая и экономически еще не развитая Япония? Как мы могли сдать крепость Порт-Артур, которая была рассчитана на то, чтобы выдержать любую оборону? Почему произошла трагедия Цусимы? Впрочем, есть вопросы и поинтересней.

Например, спросите любого россиянина, какова причина русско-японской войны, из-за чего, собственно, поссорились русский Иван и японский Судзуки? Сомнительно, что кто-то из неспециалистов ответит на этот вопрос, хотя русско-японскую войну вроде бы изучают в школе. Вроде бы...

 

 

"Макаки", или Как не надо себя вести с соседями

Император России Николай II войны не хотел, но ничего не предпринял, чтобы ее предотвратить
Император России Николай II войны не хотел, но ничего не предпринял, чтобы ее предотвратить

Причина того, что мы мало знаем о русско-японской войне (это не касается основных военных действий, которые подробно описаны в художественной и исторической литературе), кроется не только в том, что Россия ее позорно проиграла, но и в том, что она ее позорно начала.

Дело в том, что никаких видимых причин для войны с Японией у нас не было, и только полное пренебрежение к дальневосточному соседу стало отправной точкой для обострения отношений. Началось все в 1895 году, когда Япония выиграла войну у Китая и получила в качестве аннексий о. Формозу (Тайвань) и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром. Однако по требованию России и других стран, следивших за развитием событий, Ляодунский полуостров был возвращен Китаю под предлогом "сохранения целостности его территории".

Император Японии Муцухито
Император Японии Муцухито

Неожиданно, спустя всего два года, Россия сама занимает Порт-Артур, подписав с Китаем договор о его аренде и строительстве железной дороги от КВЖД до Порт-Артура. Это вызвало справедливое возмущение Японии, которая начала готовиться к реваншу. Впрочем, тогда события еще не приобрели необратимого характера. В 1900 году, во время подавления "боксерского восстания" в Китае, когда русские войска заняли Маньчжурию, японцы предложили разграничить влияние на континенте. Япония соглашалась признать русское преобладание в Маньчжурии по линии КВЖД в обмен на свободу ее действий в Корее.

Но Россия вновь повела себя не по-джентльменски, отказавшись принять это предложение. Дело в том, что группа русских дельцов, близких к правительству, получила концессию на разработку лесных богатств на реке Ялу в Северной Корее и уходить оттуда не собиралась. Переговоры тянулись до 1903 года и так ни чем и закончились.

Безобразовская клика

Лесной концессией на Ялу сначала владел владивостокский купец Юлий Бриннер, который приобрел ее у корейского правительства в 1896 году на 20 лет. Держатель концессии получал право строить там дороги, проводить телеграф, возводить здания, содержать пароходы и иметь прочие привилегии, так что на весь концессионный срок он становился фактическим хозяином Северной Кореи. Но у Бриннера, не сумевшего собрать необходимый капитал, концессию перекупил статс-секретарь правительства Безобразов совместно с частными лицами. Так образовалась знаменитая "безобразовская клика", толкавшая русское правительство на конфронтацию отношений с Японией.

1903 год стал переломным. Летом этого года правительство покинул министр финансов Витте, противник обострения отношений с Японией, а наместником на Дальний Восток был отправлен адмирал Алексеев, сторонник агрессивной политики. Война стала неизбежной. Самое поразительное, что в русском правительстве этого никто не понимал - все пребывали в уверенности, что Япония не посмеет напасть на Россию. Неоправданный оптимизм преобладал над здравым смыслом.

"Японский городовой"

Затопление
Затопление "Варяга" (репродукция с картины французского офицера крейсера "Паскаль")

Некоторые мемуаристы и историки считают, что одной из причин войны стала антипатия Николая II к японцам, а истоки этой антипатии таковы. В 1891 году, во время пребывания Николая в Японии, он получил удар саблей от японского полицейского Цуда Сандзо, пылавшего яростью "к иностранцам и всему иностранному". К счастью, покушение удалось предотвратить (Николай получил лишь легкое ранение головы), зато с тех пор в русском языке появилось странное выражение "японский городовой". Так в газетах называли негодяя Сандзо.

Вот что пишет по этому поводу в своих мемуарах граф Витте:
"...Этот удар неблагоприятно повлиял на впечатления молодого царевича о Японии и японцах. Поэтому понятно, что император Николай, когда вступил на престол, не мог относиться к японцам особенно доброжелательно, и когда явились лица, которые начали представлять Японию и японцев как нацию крайне антипатичную, ничтожную и слабую, то этот взгляд на Японию с особой легкостью воспринимался императором... Когда началась последняя ужасная и несчастная война (русско-японская, - прим. авт.), то в архивах всех министерств можно было найти официальные доклады с высочайшими надписями, в которых император называет японцев "макаками". Если бы не было такого мнения о японцах как о нации, которая может быть уничтожена одним щелчком российского гиганта, то, вероятно, мы бы не начали эту позорную политику на Дальнем Востоке, не заявили бы, что мы должны иметь верховенство в Тихом океане, не захватили бы Порт-Артур, не втюрились бы в эту войну и не пережили бы всех этих ужасов..."

Николай II вовсе не собирался мстить японцам и во всеуслышание заявлял, что войны не хочет. Но это были лишь слова, которые не подкреплялись делами. Царь не предпринял никаких усилий для того, чтобы договориться с оскорбленным соседом.

Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"?

Крейсер
Крейсер "Рюрик" выглядел не так красиво, как "Варяг", но это не помешало ему красиво погибнуть

Уважаемые читатели, возможно, вас шокирует то, что вы прочитаете ниже, но, поверьте, у нас нет желания оскорблять ваши лучшие чувства и делать сенсацию ради сенсации. Все, чего мы хотим, это установить истину.

Речь пойдет о знаменитом бое крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" против японской эскадры. Несмотря на то что ход боя детально освещен в мемуарах, книгах, монографиях, фильмах, его оценки представляются более чем странными.

Обратимся к фактам. Сначала вспомним, почему "Варяг" и "Кореец" оказались в Чемульпо. Корабли были отправлены туда наместником императора на Дальнем Востоке генерал-адъютантом адмиралом Алексеевым и флагманом Тихоокеанской эскадры Старком для связи с русским послом в Сеуле. В связи с возможной войной это было, по крайней мере, глупо - в случае начала военных действий корабли попадали в ловушку. Для связи можно было оставить только канонерскую лодку, а "Варяг" сохранить для флота в Порт-Артуре.

Получается, первое - просчет командования. Второе, командир "Варяга" Всеволод Федорович Руднев получил сообщение о разрыве дипломатических сообщений между Россией и Японией 24 января, но только 26 января отправился в Сеул для инструкций. Чего он ждал два дня, остается непонятным. В это время японцы блокировали порт Чемульпо и не выпустили "Корейца", которого Руднев послал с донесением в Порт-Артур.

Эта ошибка Руднева была не единственной. 27 января (9 февраля по нов. стилю) он предпринимает попытку прорваться сквозь японскую эскадру в Порт-Артур, причем делает это очень неудачно. По оценкам специалистов, "Варяг" мог воспользоваться преимуществом скорости, превосходя в этом показателе все японские корабли. Но это можно было сделать только во время прилива, который начинался в Чемульпо после обеда и составлял 8 метров. Руднев же начал прорыв до обеда, во время отлива, когда в Чемульпо очень сложный фарватер проводки и развить крейсерскую скорость невозможно.

Бой

Вглядитесь в лица матросов
Вглядитесь в лица матросов "Варяга". На приеме у императора Николая в Зимнем дворце каждому из них подарили серебряный сервиз. Почему же они так не веселы?

В 11.20 утра "Варяг" и "Кореец" снялись с рейда, в 11.45 с японского крейсера "Асама" был сделан первый выстрел, а в 12.45 бой закончился. Он длился ровно час. Что произошло за это время?

Русским кораблям противостояли шесть крейсеров и восемь миноносцев, но огонь по нашим кораблям вела только половина из них, остальные предприняли маневр перехвата, закрывая выход из порта. По существу, бой принял характер дуэли между "Варягом" и "Асамой" - самым мощным японским крейсером, выдвинувшимся навстречу "Варягу" на расстояние 45-35 кабельтовых. Об этом указывал и Руднев в своем рапорте. Японцы с первого выстрела не попали по "Варягу", но, пристрелявшись, совершили около пяти прямых попаданий, при этом была разрушена штурманская рубка, наш крейсер получил пробоину в левый борт. После этого Руднев дал приказ развернуться и вернуться в порт, что и было сделано. Японцы не решились обстреливать русские корабли на рейде, и бой был прекращен.

Итоги боя выглядят довольно бледно. "Варяг" был подбит, но остался на плаву (под пробоину завели пластырь), японцы вообще не получили ни одного серьезного повреждения. По мнению специалистов, артиллерия на "Варяге" применялась не совсем грамотно. За время боя с крейсера было выпущено 1105 снарядов, но ни один из них не достиг цели! Есть только одно свидетельство, что снаряд, выпущенный с "Варяга", снес кормовую рубку на крейсере "Асама", но свидетелем выступает сам Руднев. Никто, кроме него, этот факт не подтвердил.

В "Кореец" японцы вообще не попали ни разу, и поэтому на канонерской лодке не было ни убитых, ни раненых. Забавно, но потом офицеров "Корейца" за этот бой наградили дважды. Сначала очередными орденами, а затем вместе с "варяжцами" - Святым Георгием.

А теперь позвольте задать кощунственный, на первый взгляд, вопрос: "Что в этом бою было героического?"

Сухие цифры и упрямые факты

За время короткого боя из 570 человек команды "Варяга" погиб 31 человек (один офицер и 30 нижних чинов). Позже 14 "варяжцев" умерли на берегу, в госпитале Чемульпо (в 1911 году их прах перенесли во Владивосток и захоронили на Морском кладбище). Таким образом, всего в бою погибло 45 человек из 700 его русских участников (общая численность состава команд "Корейца" и "Варяга"). По отношению к погибшим, с некоторой натяжкой, можно назвать этот случай подвигом, но если называть вещи своими именами, это было честное исполнение своего воинского долга. Что касается Руднева, то о нем даже этого не скажешь.

Подарок японскому флоту

"Варяг" погиб вовсе не в бою, как это описывали популяризаторы истории. Как это не прискорбно, но крейсер, по существу, оставил поле боя и укрылся на рейде среди иностранных кораблей, по которым японцы стрелять не осмелились.

После совещания Руднева с командиром "Корейца" Беляевым канонерскую лодку взорвали, а "Варяг" затопили, открыв кингстоны. При этом команды "Варяга" и "Корейца" спокойно перешли на английский, французский и итальянский крейсера, стоящие в Чемульпо (позже их доставили в Одессу, а затем в Петербург). Таким образом почти вся команда "Варяга" спаслась, и 655 человек (вместе с командой "Корейца") вернулись домой.

Справка "Н"
"Варяг" был не затоплен, а притоплен недалеко от берега - во время отлива он обнажался более чем на 4 метра. В 1905 году японцы подняли его и отправили на свою базу в Сасебо, где после ремонта он вошел в состав японского флота под именем "Сойя". Только в 1916 году Россия выкупила его у Японии. Передача состоялась 22 марта 1916 года во Владивостоке.

Возникает вопрос: почему "Варяг" не взорвали, практически подарив его противнику?

Уже в 1904 году многие флотские офицеры не одобряли действий командира "Варяга", считая их безграмотными. Мы говорили о просчетах Руднева во время сражения, но главное, что ему ставили в вину, - это то, что он не взорвал "Варяг". Руднев оправдывался, что боялся повредить иностранные корабли, стоящие в Чемульпо, но дело, конечно, не в этом. Крейсер можно было взорвать и вдали от рейда, но это было сложно и опасно для самих "варяжцев", покидающих корабль (среди них было 70 раненых). Судить их за это мы не имеем права, но, согласитесь, здесь мало героического.

Реклама как двигатель победы

Итак, по мнению многих специалистов, как современников русско-японской войны, так и нынешних историков флота, действия командира "Варяга" были безграмотными как с тактической, так и с технической точки зрения. Понимали это и сами участники боя. Старший штурманский офицер "Варяга" Беренс вспоминал, что ожидал на родном берегу ареста и морского суда. Подобные настроения владели многими "варяжцами", но каково же было их удивление, когда их встретили в России как героев.

Что же произошло? Пока "варяжцы" добирались домой, в высших инстанциях посчитали, что начало войны с поражения не прибавит боевого духа нации, а потому неудачу необходимо превратить если не в победу, то в красивую легенду. Чиновники подхватили эту идею, превратив ее, выражаясь современным языком, в блестящую пиар-акцию.

В Одессе, куда прибыла первая партия "варяжцев", им устроили настоящий фурор: был салют, вручение Георгиевских крестов, банкет и неумеренные восторги местных дам. Когда обалдевшие от такого приема "варяжцы" высадились в порту и поднялись по знаменитой Потемкинской лестнице, то прошли под Триумфальной аркой, на которой было написано: "Героям Чемульпо". Все это сильно напоминало фарс, особенно если вспомнить, что триумфальные арки строились только в честь победителей. Возможно, поэтому на всех фотографиях, где запечатлены лица "варяжцев", на них застыло одно похожее выражение - апатии и недоумения.

Герои мифические и реальные

Кое-кто спросит, зачем сейчас ворошить прошлое? Вопрос резонный, но и ответ на него прост. В свете возникшей в последнее время дискуссии о преподавании истории в школе можно констатировать, что нынешняя "учебная история" представляет собой свод рассказов, напоминающих легенды и мифы Древней Греции.

Беда в том, что, прославляя мифических героев, мы совершенно забываем о героях настоящих. В то время как история России полна высокого героизма, мы почему-то выискиваем неподходящих для этого случая людей - то Павлика Морозова, то несуществующих "героев "Варяга".

Что касается русско-японской войны, то настоящими героями 1904-1905 годов были моряки владивостокского отряда крейсеров: "Рюрик", "Россия", "Громобой" и "Богатырь", которые совершили восемь удачных боевых операций против японского флота, потопив более 20 судов противника, чего и не снилось Порт-Артурской эскадре. И, безусловно, героической можно назвать гибель "Рюрика", который в августе 1904 года вел пятичасовой кровопролитный бой с превосходящей эскадрой японцев в Корейском проливе. Крейсер был завален телами двухсот убитых моряков, погиб, но не сдался. Знаменитая песня о "Варяге" - прекрасная иллюстрация именно этого боя, но отнюдь не событий 9 февраля.

История учит, что она ничему не учит?

И последнее. Всем известно, что история ценна своими уроками. Какие же уроки можно извлечь из русско-японской войны? Нам кажется, что главный ее урок состоит в том, что НИКОГДА НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ПРОТИВНИКА. Вся история России ХХ века говорит о том, что этот урок так и не был усвоен ни советскими, ни российскими высшими руководителями. Эти ошибки повторялись с пугающей периодичностью: в 1940 году в Финляндии, в 1989 году в Афганистане, в 1994 году в Чечне. По большому счету, эту же ошибку допустил Сталин в 1941 году, когда он, как и Николай II в отношении Японии, не верил в то, что Гитлер осмелится напасть на СССР. В результате, если в 1904-м, проморгав нападение, мы потеряли только крейсер и канонерскую лодку, то в 1941-м - несколько миллионов человек, всю технику, сосредоточенную у границы, половину европейской территории страны, откатились до Москвы и получили страшную блокаду Ленинграда.

Это, по нашему мнению, и есть забвение уроков истории... Так не пора ли нам все-таки хоть чему-то у нее поучиться? А для начала не мешает ее просто знать.

http://daily.novostivl.ru/archive/?f=lf&t=040206c01

Обновлено 21.02.2011 16:50
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru